Казахстанское образование 2024: вызовы и надежды на будущее в условиях перемен

В 2024 году Казахстан столкнется с проблемами в образовании, включая нехватку педагогов, низкую квалификацию учителей и дефицит учебных мест. Министерство просвещения планирует реформы в дошкольном и среднем образовании, а также улучшение финансирования.


10 просмотры

На пресс-конференции 3 января 2024 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".

Казахстанское образование стоит на распутье: несмотря на множество реформ и инициатив, проблемы в образовательной системе продолжают накапливаться. В этом анализе рассматриваются ключевые проблемы и планы на 2024 год.

Текущие проблемы образовательной системы

За годы независимости Казахстана 13 министров образования пытались улучшить систему, однако многие вопросы остаются нерешенными. Основные проблемы включают:

  • недостаток педагогов;
  • низкое качество образования;
  • переполненность школ;
  • недостаточное финансирование;
  • плохое питание в столовых.

По данным рейтинга US News & World Report за 2022 год, Казахстан занял 71-е место из 78 в списке стран с лучшими образовательными системами.

Дефицит кадров

В более чем 500 школах страны отсутствуют директора, а проблема низкой заработной платы руководителей учебных заведений остается актуальной. В новом учебном году нехватка ученических мест превышает 270 тысяч, особенно остро это ощущается в Туркестанской и Алматинской областях, а также в крупных городах.

Президент заявил: "Сегодня в стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет... Каждый пятый выпускник педагогического вуза не трудоустраивается по профессии".

Многие родители и учителя выражают недовольство качеством образования, особенно в сельских районах, где учителя часто вынуждены преподавать предметы, не соответствующие их квалификации.

Качество образования и его оценка

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова подчеркивает отсутствие независимых исследований качества образования. По ее словам, традиционные методы оценки, такие как результаты ЕНТ и школьных экзаменов, не отражают реального уровня знаний студентов.

Смирнова отметила: "Качество образования нельзя идентифицировать по итогам ЕНТ. Специалисты после окончания колледжей и вузов более чем на 50% не работают по специальности".

Проблемы с квалификацией педагогов также остаются на повестке дня. Многие молодые учителя не обладают необходимыми знаниями и навыками, что требует дополнительного обучения на рабочем месте.

Содержательная сторона образования

Содержание учебников и пособий также вызывает вопросы. По мнению Смирновой, учебники должны разрабатываться учеными и специалистами, а не типографиями. Отсутствие конкуренции в области повышения квалификации учителей также является серьезной проблемой.

"Нужно обратить внимание на структуру, осуществляющую повышение квалификации учителей, так как сейчас это практически монополист", - считает Смирнова.

Планы на 2024 год

Министерство просвещения Казахстана представило ряд инициатив для улучшения образовательной системы в 2024 году.

Дошкольное образование

  • Достижение охвата детей от 2 до 6 лет качественным дошкольным воспитанием до 92,5%.
  • Внедрение Единой базы учета очередности в дошкольные организации.
  • Создание 77,4 тысячи новых мест в дошкольных учреждениях.
  • Формирование пула лидеров-управленцев при Центрах компетенций.
  • Расширение сети консультационных пунктов для семей и детей.

Среднее образование

В 2024 учебном году планируется внести изменения в учебные планы. Например:

  • Сокращение часов по художественному труду с 68 до 34 часов.
  • Увеличение часов по изобразительному искусству и трудовому обучению с 67 до 101 часа в год.
  • Сокращение часов по естествознанию с 203 до 169.

Также в этом году завершится оцифровка всех казахстанских учебников.

ЕНТ и система сертификации

Изменения коснутся и правил сдачи ЕНТ, включая сокращение времени тестирования и добавление новых типов заданий. Количество обязательных и профильных предметов останется прежним, однако количество вопросов по обязательным предметам будет снижено.

С 2024 года вступает в силу закон о профессиональных квалификациях, который усилит требования к качеству образования в университетах.

Финансирование и стипендии

Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил о планах по увеличению стипендий для студентов:

  • Бакалавриат: 47 135 тенге (75 600 тенге для педагогических направлений).
  • Магистратура: 107 061 тенге.
  • Докторантура: 240 000 тенге.

Также планируется запуск льготных кредитов для студентов, которые не получили образовательный грант.

Цифровые компетенции

С 2024 года в университетах будет запущен курс по цифровой грамотности и искусственному интеллекту в сотрудничестве с компанией Google.

Таким образом, 2024 год обещает быть решающим для образовательной системы Казахстана, однако успешная реализация всех планов будет зависеть от взаимодействия между государством, педагогами и обществом.

Фото ©️ Надежда Лыкова

Похожее