- август 31, 2025
На пресс-конференции 3 января 2024 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".
Казахстанское образование стоит на распутье: несмотря на множество реформ и инициатив, проблемы в образовательной системе продолжают накапливаться. В этом анализе рассматриваются ключевые проблемы и планы на 2024 год.
За годы независимости Казахстана 13 министров образования пытались улучшить систему, однако многие вопросы остаются нерешенными. Основные проблемы включают:
По данным рейтинга US News & World Report за 2022 год, Казахстан занял 71-е место из 78 в списке стран с лучшими образовательными системами.
В более чем 500 школах страны отсутствуют директора, а проблема низкой заработной платы руководителей учебных заведений остается актуальной. В новом учебном году нехватка ученических мест превышает 270 тысяч, особенно остро это ощущается в Туркестанской и Алматинской областях, а также в крупных городах.
Президент заявил: "Сегодня в стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет... Каждый пятый выпускник педагогического вуза не трудоустраивается по профессии".
Многие родители и учителя выражают недовольство качеством образования, особенно в сельских районах, где учителя часто вынуждены преподавать предметы, не соответствующие их квалификации.
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова подчеркивает отсутствие независимых исследований качества образования. По ее словам, традиционные методы оценки, такие как результаты ЕНТ и школьных экзаменов, не отражают реального уровня знаний студентов.
Смирнова отметила: "Качество образования нельзя идентифицировать по итогам ЕНТ. Специалисты после окончания колледжей и вузов более чем на 50% не работают по специальности".
Проблемы с квалификацией педагогов также остаются на повестке дня. Многие молодые учителя не обладают необходимыми знаниями и навыками, что требует дополнительного обучения на рабочем месте.
Содержание учебников и пособий также вызывает вопросы. По мнению Смирновой, учебники должны разрабатываться учеными и специалистами, а не типографиями. Отсутствие конкуренции в области повышения квалификации учителей также является серьезной проблемой.
"Нужно обратить внимание на структуру, осуществляющую повышение квалификации учителей, так как сейчас это практически монополист", - считает Смирнова.
Министерство просвещения Казахстана представило ряд инициатив для улучшения образовательной системы в 2024 году.
В 2024 учебном году планируется внести изменения в учебные планы. Например:
Также в этом году завершится оцифровка всех казахстанских учебников.
Изменения коснутся и правил сдачи ЕНТ, включая сокращение времени тестирования и добавление новых типов заданий. Количество обязательных и профильных предметов останется прежним, однако количество вопросов по обязательным предметам будет снижено.
С 2024 года вступает в силу закон о профессиональных квалификациях, который усилит требования к качеству образования в университетах.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил о планах по увеличению стипендий для студентов:
Также планируется запуск льготных кредитов для студентов, которые не получили образовательный грант.
С 2024 года в университетах будет запущен курс по цифровой грамотности и искусственному интеллекту в сотрудничестве с компанией Google.
Таким образом, 2024 год обещает быть решающим для образовательной системы Казахстана, однако успешная реализация всех планов будет зависеть от взаимодействия между государством, педагогами и обществом.