Школы Казахстана: готовность к внедрению ИИ в образовательный процесс
Качественное образование в современном мире невозможно без применения искусственного интеллекта (ИИ). Однако для того, чтобы нейросети стали частью образовательного процесса в казахстанских школах, необходимо полностью пересмотреть подходы к преподаванию.
Роль учителя как единственного источника знаний уходит в прошлое, поскольку ученики теперь имеют доступ к информации напрямую. Эта ситуация не делает профессию педагога менее значимой; наоборот, современные дети и подростки нуждаются в поддержке и наставничестве, которое может быть предоставлено только в условиях диалога и сотрудничества. Однако, как считают эксперты, для этого необходимо отказаться от традиционных авторитарных методов обучения, что является одним из самых сложных этапов на пути к внедрению новых технологий.
Как может выглядеть урок в эпоху ИИ?
Представим, как может проходить урок литературы в условиях использования ИИ. Например, на занятии по «Ромео и Джульетте» учитель может начать с напоминания о том, что целью урока является понимание чувств и смыслов произведения через текст. Затем ученикам предлагается выбрать сцену для анализа — они выбирают знаменитую сцену с балкона. Учитель предлагает адаптировать текст сцены с помощью ChatGPT так, чтобы он звучал в современном стиле, например, как будто его пишет подросток из Казахстана в 2025 году.
После этого проходит обсуждение изменений в пересказе, а затем учащиеся делятся на группы для выполнения различных заданий: одна группа анализирует образы из сцены, другая создает медиапроект о том, как могла бы выглядеть эта сцена в формате Instagram Stories или TikTok. В конце урока учитель подводит итоги, акцентируя внимание на том, как современные условия влияют на восприятие классических произведений.
Тем не менее, для реализации такого урока необходима новая атмосфера, где учитель и ученики выступают как партнеры, а также базовые знания о работе искусственного интеллекта и навыки критического мышления, которые, к сожалению, пока отсутствуют во многих казахстанских школах.
Мягкая сила школы
Многие родители ожидают от современных школ не только глубоких знаний, но и создания доброжелательной атмосферы, способствующей развитию отношений между учителем и учеником. Например, одна мама, Галина Деревенченко, рассказала, как искала школу, где педагоги обеспечивают бережное отношение к детям. Она отметила, что в предыдущей школе был акцент на олимпиады и жесткая дисциплина, что не способствовало развитию креативности.
В то же время, для многих родителей важнее академические знания. Одна из респондентов, не желающая раскрывать свое имя, поделилась опытом перехода из частной школы в государственную, отметив, что в государственной школе ее дочери удалось получить более качественное образование.
Вице-министр просвещения Едил Оспан также отметил, что по данным международной оценки PISA, ученики частных школ отстают по ключевым компетенциям от своих сверстников из государственных школ. Деревенченко, однако, не согласна с этой точкой зрения, подчеркивая, что результаты PISA не предназначены для ранжирования образовательных учреждений, а отражают состояние системы в целом.
Психолог Светлана Богатырева согласна с тем, что система образования должна адаптироваться к требованиям времени, и важно, чтобы учителя развивали личные навыки, а не придерживались устаревших методов воспитания.
Развитие медиаграмотности
Среди ключевых направлений для успешного внедрения ИИ в образование — это развитие медиаграмотности и критического мышления как у учеников, так и у педагогов. Исследования показывают, что хотя школьники активно используют интернет и нейросети, они не умеют проверять информацию и не всегда осознают необходимость этого. Например, 70% девятиклассников уверены, что могут отличить правду от лжи, но только 29% используют специализированные сервисы для проверки фактов.
Голубцова, эксперт в области медиаграмотности, замечает, что уровень знаний в этой области в Казахстане остается низким. Для успешного внедрения ИИ в образовательный процесс важно, чтобы учителя и ученики понимали, как взаимодействовать с ИИ, а не воспринимали его как загадочное существо, с которым нужно «договариваться».
Инициативы по внедрению ИИ
Несмотря на существующие проблемы, в Казахстане уже ведутся реформы по внедрению ИИ в систему образования. Например, обновляются государственные образовательные стандарты, которые будут пилотно внедрены в 2025-2026 учебном году. Это позволит интегрировать ИИ в учебные предметы и адаптировать их под различные типы школ.
Важные инициативы включают разработку первого казахстанского учебника на базе ИИ, который будет служить цифровым помощником для школьников, отслеживая их прогресс и предлагая индивидуальные задания. Также предусмотрены курсы повышения квалификации для учителей, направленные на использование цифровых технологий в обучении.
Однако путь к интеграции ИИ в школы остается сложным. Проблемы, такие как недостаток критического мышления у учеников и неподготовленность педагогов, все еще требуют решения. Кроме того, необходимо создать атмосферу доверия и отказаться от авторитарных практик в образовании.
Таким образом, Казахстан движется в сторону интеграции ИИ в образование, но для достижения успеха необходимо развивать медиаграмотность и критическое мышление, что позволит ученикам эффективно использовать новые технологии и защищаться от рисков, связанных с дезинформацией.