Фабрика лучших преподавателей: секреты педагогического мастерства для будущих специалистов
Качество образования в стране напрямую зависит от квалификации педагогов, которые формируют будущих специалистов. В Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) отечественных учителей обучают секретам профессионального успеха. О направлениях работы Центра рассказала его директор Жанбота Кабдыкаримова, которая начинала свою карьеру в качестве учителя в сельской школе.
"НИШ – это не просто система школ и отбора талантов, а целостная образовательная экосистема", – отметила Жанбота Жетилбековна.
Фото: АОО "НИШ"
Центр объединяет 22 школы и 4 ключевых Центра, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных образовательных программ, оценивания и современных цифровых технологий. ЦПМ играет важную роль в системе, являясь флагманом подготовки и профессионального роста учителей, что в свою очередь улучшает качество образования в стране.
ЦПМ: 13 лет на пути к успеху
"Центр был создан в 2011 году, и уже в следующем году начал реализацию новых программ повышения квалификации. На тот момент существовали серьезные проблемы в системе профессионального развития: несоответствие программ реальным потребностям учителей, отсутствие квалифицированных тренеров и посткурсового сопровождения. Создание ЦПМ стало отправной точкой для улучшения этой системы", – рассказала Кабдыкаримова.
Сегодня Центр педагогического мастерства решает несколько ключевых задач:
- Разработка практико-ориентированного контента на основе запросов педагогов;
- Подготовка и постоянное развитие тренеров;
- Обучение и посткурсовое сопровождение педагогов;
- Проведение исследований для улучшения качества образовательных программ.
Фото: АОО "НИШ"
"Тренер – это учитель учителей, и он должен быть на две головы выше тех, с кем он работает. Мы много вкладываем в их профессиональное развитие, проводим методические интенсивы и организуем обучение по принципу "равный – равному". Разработали Стандарт тренера, который определяет их профессиональные компетенции", – объяснила директор ЦПМ.
Кабдыкаримова также отметила, что современное поколение учеников требует от учителей новых подходов и навыков.
"Базовые ценности и знание предмета остаются важными, но учитель должен понимать, кто сидит перед ним. Современные дети живут в цифровом мире, и учитель должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать их потребностям", – добавила она.
Фото: АОО "НИШ"
Опорные школы: развитие сельского образования
НИШ активно участвует в важном проекте по развитию сельских школ, создавая и поддерживая опорные учреждения.
Проект, реализуемый в сотрудничестве с Фондом "Қазақстан Халқына" и Фондом устойчивого развития образования, включает в себя профессиональную подготовку и оснащение школ современным оборудованием.
Фото: furo.kz
"НИШ обеспечивает методическую поддержку, развивает профессиональные компетенции педагогов и проводит независимое оценивание учебных достижений. Опорная школа становится центром притяжения для других образовательных учреждений", – подчеркнула Кабдыкаримова.
Проект, начатый в 2019 году, уже охватывает 135 опорных школ, и к 2025 году планируется увеличить это число до 200.
Фото: furo.kz
Данные НИШ показывают, что качество образования в опорных школах улучшилось на 13,8% среди учащихся 4 классов и на 5,8% среди 8 классов.
Фото: furo.kz
Проекты по развитию опорных школ также реализуются в различных регионах страны, включая Мангистаускую область и Целиноградский район.
Кадровый резерв для успешных директоров
Центр педагогического мастерства также отвечает за проект "1000 лидеров изменений в образовании".
"Проект направлен на подготовку кадрового резерва руководителей образовательных организаций. Мы разработали многоуровневую программу, которая включает отбор, обучение и поддержку руководителей после назначения", – добавила Кабдыкаримова.
Фото: АОО "НИШ"
В этом году на участие в проекте подали заявки 13,8 тысяч человек, но отобрали только 376 кандидатов для обучения и стажировки в школах НИШ.
Эффективная переподготовка педагогов
Центр также реализует проект по педагогической переподготовке для людей с высшим образованием, но без педагогической квалификации.
Проект направлен на решение проблемы нехватки учителей в школах, которая, согласно прогнозам, будет только увеличиваться.
"Наш проект отличается от традиционных программ вузов. Он включает тщательный отбор и практико-ориентированные программы обучения", – отметила Кабдыкаримова.
Международный интерес к проекту
В НИШ также изучают подход Lesson Study, который привлек внимание зарубежных коллег.
Фото: АОО "НИШ"
"Казахстан занимает второе место в мире по внедрению подхода Lesson Study. Этот метод не требует значительных финансовых затрат и способствует профессиональному развитию учителей", – отметила Кабдыкаримова.