Будущее образования в Казахстане: как ИИ изменит школьное обучение и подготовит новое поколение специалистов

Качественное образование в Казахстане требует внедрения искусственного интеллекта. Учебный процесс должен перейти от авторитарного подхода к диалогу между учителем и учениками. Необходимы навыки критического мышления и медийной грамотности для успешного использования ИИ в школе.


27 просмотры

Современное образование невозможно представить без применения технологий искусственного интеллекта (ИИ). Однако для того чтобы нейросети стали частью школьного обучения в Казахстане, необходимо пересмотреть подходы к преподаванию.

Традиционная роль учителя как основного источника знаний теряет свою актуальность, так как ученики теперь имеют доступ к информации без посредников. Тем не менее, профессия педагога остается важной, и именно сейчас школьники нуждаются в профессиональной поддержке. Эксперты считают, что для эффективного взаимодействия между учениками и учителями необходимо отказаться от авторитарных методов преподавания, что является сложным шагом на пути к современным образовательным учреждениям.

Уроки литературы в эпоху ИИ

Представим, каким может быть урок литературы с использованием ИИ. Обратимся к международным документам, таким как рекомендации ЮНЕСКО и инициатива OECD "Будущее образование 2030/2040". На основе этих рекомендаций ChatGPT предложил сценарий урока по произведению "Ромео и Джульетта".

Цель урока: анализ содержания и образов произведения через критическое восприятие.

Ход урока:

  1. Вступление: Учитель акцентирует внимание на важности понимания чувств и смыслов текста, предлагая ученикам выбрать сцену для анализа.
  2. Работа с текстом: Учитель поручает адаптировать сцену с помощью ChatGPT, чтобы она звучала как текст подростка из Казахстана в 2025 году.
  3. Обсуждение: Ученики обсуждают изменения в пересказе: что потерялось, а что стало понятнее.
  4. Групповая работа: Ученики делятся на группы для анализа образов и создания медиапроекта.
  5. Домашнее задание: Используя ИИ, ученики создают свою версию "Ромео и Джульетты", адаптируя ее к современным реалиям Казахстана.

Татьяна Голубцова, эксперт ЮНЕСКО, подтвердила, что такой подход возможен, особенно в старших классах, где ценностные ориентиры уже сформированы.

"Да, в принципе, так может выглядеть урок литературы, например, в старших классах, где ценностные ориентиры уже сформированы. Более того, в Казахстане я знаю учителей, которые экспериментируют с генеративным интеллектом, например, на уроках истории визуализируют с помощью ИИ описание самых разных исторических мест или событий, оживляют картинки из учебника".

Татьяна Голубцова,
руководительница Дома медиаграмотности в Казахстане и эксперт ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности

Тем не менее, для реализации таких уроков в казахстанских школах требуется значительная перестройка образовательной системы. Нужны две ключевые составляющие: атмосфера, способствующая диалогу между учителем и учениками, и знания о принципах работы искусственного интеллекта. На сегодняшний день эти навыки не всегда доступны в школах.

Создание благоприятной атмосферы

От современных школ в Казахстане ожидается не только глубокое обучение, но и создание комфортной атмосферы для учеников. Много родителей при выборе школы учитывают, как выстраиваются отношения между педагогами и учениками. Доброжелательная обстановка способствует внедрению современных подходов и защищает детей от стресса.

Галина Деревенченко, магистр международного права, делится своим опытом поиска школы для своих детей, где было бы гарантировано бережное отношение:

"Дочь сначала училась в известной частной школе, где директор была советского образца. Все процессы в школе были выстроены линейно, креативность и свобода не поощрялась. Мы перешли в другую частную инклюзивную школу, где к разности детей относятся спокойно, развивают сильные стороны ребёнка и не стыдят за отставание по некоторым предметам".

Галина Деревенченко, магистр международного права в области прав человека

Для многих родителей в Казахстане приоритетом остаются академические знания. Одна из респонденток, пожелавшая остаться анонимной, рассказывает о своём опыте:

"Мы отдали дочь в частную школу, рассчитывая на то, что здесь она получит лучшие знания. В реальности всё оказалось иначе: школа была красивая, но крепких знаний не давали".

Вице-министр просвещения Едил Оспан также отметил, что частные школы по результатам международной оценки PISA уступают государственным в ключевых компетенциях. Однако Деревенченко не согласна с этими выводами, утверждая, что результаты оценки не предназначены для ранжирования учебных заведений.

"Наши дети (большей частью) не знают голода и у них нет недостатка в информации. Сегодняшние дети – они другие. Более тонко чувствующие, понимающие и свободные".

Психолог Светлана Богатырёва подчеркивает, что система образования должна развиваться вместе с обществом:

"Система эволюционирует, и от педагога сегодня требуется больше личностных навыков, но многие не хотят заморачиваться".

Светлана Богатырёва, психолог, руководительница фонда "Just Support"

Развитие навыков критического мышления

Для успешного внедрения ИИ в образовательную систему необходимо развивать навыки критического мышления и медиаграмотности как среди учащихся, так и среди педагогов. Голубцова отмечает, что уровень медиаграмотности в Казахстане остается низким, несмотря на активное использование Интернета школьниками.

Исследование, проведенное в 2022 году, показало, что 82% школьников не испытывают трудностей с поиском информации, но только 29% используют специализированные сервисы для проверки фактов. Большинство подростков не осознают угрозы, которые могут исходить от Интернета.

Голубцова также упоминает, что учителя зачастую не понимают, как взаимодействовать с ИИ. Например, они спрашивают, нужно ли "здороваться" с ChatGPT, что указывает на недостаточное понимание технологии.

"Почему в Южной Корее ИИ успешно внедряется в систему образования? Потому, что там медиаграмотности учат в школах с 2005 года".

В Казахстане начато множество реформ по внедрению ИИ в образование, включая обновление государственных стандартов и запуск пилотных проектов. Эксперт Мунира Василова перечисляет ключевые инициативы:

"Первая инициатива – обновление содержания государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО), которое пилотно вводится с 2025–2026 учебного года и впоследствии будет масштабировано на всю систему образования."

Мунира Василова, экспертка в области образования

Согласно обновленным стандартам, ИИ будет интегрирован во все учебные дисциплины, включая естествознание, языки, технологии и математику.

Кроме того, в рамках проекта "Келешек мектептері" разрабатывается первый казахстанский учебник на базе ИИ, который будет поддерживать персонализированное обучение.

Важным шагом также является подготовка педагогов через курсы повышения квалификации, в которых уже участвуют десятки тысяч учителей.

Проблемы цифрового неравенства

На недавней Августовской конференции учителей президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость адаптации образования к глобальным тенденциям и ускорения внедрения ИИ. Однако, по данным исследования ICILS, почти половина восьмиклассников в Казахстане испытывает трудности с выполнением базовых заданий на цифровую грамотность.

Таким образом, несмотря на начатые реформы и позитивные изменения, Казахстану предстоит решить множество задач для успешного внедрения ИИ в образовательную систему. Нужны не только знания о новых технологиях, но и создание атмосферы доверия и отказ от авторитарных методов обучения. В конечном итоге, это должно привести к формированию более открытого и современного образовательного процесса.

Участники Августовской конференции 2025. Фото: Министерство просвещения РК

Похожее