Будущее образования в Казахстане: как ИИ изменит школьное обучение и подготовит новое поколение специалистов
Современное образование невозможно представить без применения технологий искусственного интеллекта (ИИ). Однако для того чтобы нейросети стали частью школьного обучения в Казахстане, необходимо пересмотреть подходы к преподаванию.
Традиционная роль учителя как основного источника знаний теряет свою актуальность, так как ученики теперь имеют доступ к информации без посредников. Тем не менее, профессия педагога остается важной, и именно сейчас школьники нуждаются в профессиональной поддержке. Эксперты считают, что для эффективного взаимодействия между учениками и учителями необходимо отказаться от авторитарных методов преподавания, что является сложным шагом на пути к современным образовательным учреждениям.
Уроки литературы в эпоху ИИ
Представим, каким может быть урок литературы с использованием ИИ. Обратимся к международным документам, таким как рекомендации ЮНЕСКО и инициатива OECD "Будущее образование 2030/2040". На основе этих рекомендаций ChatGPT предложил сценарий урока по произведению "Ромео и Джульетта".
Цель урока: анализ содержания и образов произведения через критическое восприятие.
Ход урока:
- Вступление: Учитель акцентирует внимание на важности понимания чувств и смыслов текста, предлагая ученикам выбрать сцену для анализа.
- Работа с текстом: Учитель поручает адаптировать сцену с помощью ChatGPT, чтобы она звучала как текст подростка из Казахстана в 2025 году.
- Обсуждение: Ученики обсуждают изменения в пересказе: что потерялось, а что стало понятнее.
- Групповая работа: Ученики делятся на группы для анализа образов и создания медиапроекта.
- Домашнее задание: Используя ИИ, ученики создают свою версию "Ромео и Джульетты", адаптируя ее к современным реалиям Казахстана.
Татьяна Голубцова, эксперт ЮНЕСКО, подтвердила, что такой подход возможен, особенно в старших классах, где ценностные ориентиры уже сформированы.
"Да, в принципе, так может выглядеть урок литературы, например, в старших классах, где ценностные ориентиры уже сформированы. Более того, в Казахстане я знаю учителей, которые экспериментируют с генеративным интеллектом, например, на уроках истории визуализируют с помощью ИИ описание самых разных исторических мест или событий, оживляют картинки из учебника".
Татьяна Голубцова,руководительница Дома медиаграмотности в Казахстане и эксперт ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности
Тем не менее, для реализации таких уроков в казахстанских школах требуется значительная перестройка образовательной системы. Нужны две ключевые составляющие: атмосфера, способствующая диалогу между учителем и учениками, и знания о принципах работы искусственного интеллекта. На сегодняшний день эти навыки не всегда доступны в школах.
Создание благоприятной атмосферы
От современных школ в Казахстане ожидается не только глубокое обучение, но и создание комфортной атмосферы для учеников. Много родителей при выборе школы учитывают, как выстраиваются отношения между педагогами и учениками. Доброжелательная обстановка способствует внедрению современных подходов и защищает детей от стресса.
Галина Деревенченко, магистр международного права, делится своим опытом поиска школы для своих детей, где было бы гарантировано бережное отношение:
"Дочь сначала училась в известной частной школе, где директор была советского образца. Все процессы в школе были выстроены линейно, креативность и свобода не поощрялась. Мы перешли в другую частную инклюзивную школу, где к разности детей относятся спокойно, развивают сильные стороны ребёнка и не стыдят за отставание по некоторым предметам".
Галина Деревенченко, магистр международного права в области прав человека
Для многих родителей в Казахстане приоритетом остаются академические знания. Одна из респонденток, пожелавшая остаться анонимной, рассказывает о своём опыте:
"Мы отдали дочь в частную школу, рассчитывая на то, что здесь она получит лучшие знания. В реальности всё оказалось иначе: школа была красивая, но крепких знаний не давали".
Вице-министр просвещения Едил Оспан также отметил, что частные школы по результатам международной оценки PISA уступают государственным в ключевых компетенциях. Однако Деревенченко не согласна с этими выводами, утверждая, что результаты оценки не предназначены для ранжирования учебных заведений.
"Наши дети (большей частью) не знают голода и у них нет недостатка в информации. Сегодняшние дети – они другие. Более тонко чувствующие, понимающие и свободные".
Психолог Светлана Богатырёва подчеркивает, что система образования должна развиваться вместе с обществом:
"Система эволюционирует, и от педагога сегодня требуется больше личностных навыков, но многие не хотят заморачиваться".
Светлана Богатырёва, психолог, руководительница фонда "Just Support"
Развитие навыков критического мышления
Для успешного внедрения ИИ в образовательную систему необходимо развивать навыки критического мышления и медиаграмотности как среди учащихся, так и среди педагогов. Голубцова отмечает, что уровень медиаграмотности в Казахстане остается низким, несмотря на активное использование Интернета школьниками.
Исследование, проведенное в 2022 году, показало, что 82% школьников не испытывают трудностей с поиском информации, но только 29% используют специализированные сервисы для проверки фактов. Большинство подростков не осознают угрозы, которые могут исходить от Интернета.
Голубцова также упоминает, что учителя зачастую не понимают, как взаимодействовать с ИИ. Например, они спрашивают, нужно ли "здороваться" с ChatGPT, что указывает на недостаточное понимание технологии.
"Почему в Южной Корее ИИ успешно внедряется в систему образования? Потому, что там медиаграмотности учат в школах с 2005 года".
В Казахстане начато множество реформ по внедрению ИИ в образование, включая обновление государственных стандартов и запуск пилотных проектов. Эксперт Мунира Василова перечисляет ключевые инициативы:
"Первая инициатива – обновление содержания государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО), которое пилотно вводится с 2025–2026 учебного года и впоследствии будет масштабировано на всю систему образования."
Мунира Василова, экспертка в области образования
Согласно обновленным стандартам, ИИ будет интегрирован во все учебные дисциплины, включая естествознание, языки, технологии и математику.
Кроме того, в рамках проекта "Келешек мектептері" разрабатывается первый казахстанский учебник на базе ИИ, который будет поддерживать персонализированное обучение.
Важным шагом также является подготовка педагогов через курсы повышения квалификации, в которых уже участвуют десятки тысяч учителей.
Проблемы цифрового неравенства
На недавней Августовской конференции учителей президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость адаптации образования к глобальным тенденциям и ускорения внедрения ИИ. Однако, по данным исследования ICILS, почти половина восьмиклассников в Казахстане испытывает трудности с выполнением базовых заданий на цифровую грамотность.
Таким образом, несмотря на начатые реформы и позитивные изменения, Казахстану предстоит решить множество задач для успешного внедрения ИИ в образовательную систему. Нужны не только знания о новых технологиях, но и создание атмосферы доверия и отказ от авторитарных методов обучения. В конечном итоге, это должно привести к формированию более открытого и современного образовательного процесса.
Участники Августовской конференции 2025. Фото: Министерство просвещения РК