- октябрь 14, 2025

В Казахстане были выявлены серьезные проблемы в финансировании частных образовательных учреждений, согласно информации, представленной правительством.
В рамках реформы финансирования образования «Финансовый центр» был передан из ведения Министерства просвещения в Министерство финансов. Это сделано с целью повышения прозрачности и повышения эффективности расходования бюджетных средств на образование.
Министр финансов Мади Такиев сообщил о запуске нового информационного сервиса OrtaBilim на веб-портале e-Qazyna.kz. Этот сервис предназначен для:
- Усиления контроля за достоверностью данных.
- Автоматической проверки количества обучающихся.
- Проверки наличия необходимых разрешительных документов.
По данным Министерства финансов, из 745 частных учреждений 155 не отразили полученные доходы. Также выяснили, что около 30% из 427 проверенных школ не соответствуют целевому назначению своей деятельности. Например, в Мактааральском районе одной из школ было указано, что это тойхана, а в Шымкенте – торговый центр.
Согласно официальным данным, в 64 частных школах количество обучающихся превышает проектные мощности более чем в два раза. Например, одна из частных школ в Алматинской области при проектной мощности в 60 человек фактически зарегистрировала 702 учащихся.
В одной из частных школ Астаны с проектной мощностью на 241 ученика в документах указаны 1003 человека. Были также выявлены случаи фиктивных учителей и двойного финансирования.
Новый сервис объединяет все информационные системы в сфере образования, что позволяет:
На данный момент 86% частных школ прошли авторизацию и подписали пользовательское соглашение. Министерство финансов совместно с Министерством просвещения проводит семинары для директоров частных школ, разъясняя изменения в системе финансирования.
Премьер-министр отметил, что выплаты частным школам за оказанные услуги будут произведены в этом году, однако с января 2026 года деятельность будет строго регламентирована новой информационной системой. В дальнейшем планируется подключение всех видов государственного финансирования в сфере образования, включая госзаказы, гранты, стипендии и места в общежитиях.
Ревизия выявила множество нарушений в финансировании частных школ. Государство часто оказывается в ситуации, когда оно платит за несуществующих учеников, что свидетельствует о существовании нелегальной индустрии в этой сфере. Министрам необходимо навести порядок, чтобы ни один тенге не расходовался впустую.
По итогам совещания премьер-министр дал ряд поручений министерствам труда, финансов, просвещения и акиматам регионов.
Одни учащиеся обучаются в современных школах, другие — в нецелевых учреждениях. Это подчеркивает контраст в системе образования Казахстана.