Учебный парадокс: один ученик в классе и три смены
Класс, объединяющий всех
Когда-то эта просторная двухэтажная Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова была полна жизни: коридоры гудели от детского смеха, в столовой выстраивались длинные очереди, а в классах едва хватало мест. Сегодня все ученики легко помещаются в одном кабинете. Это учебное заведение — одно из старейших в Костанайской области.
Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Здесь учились известные казахстанцы, такие как президент Академии наук Казахской ССР Умирзак Султангазин и министр иностранных дел Казахской ССР Малик Фазылов. Директор школы Болат Каденов делится, что когда-то здесь обучалось до 160 детей, и школа функционировала в две смены. Однако с начала 2000-х количество учеников стало постепенно сокращаться.
"Эта школа имеет богатую историю: здесь выросло не одно поколение уважаемых деятелей Казахстана. Постепенно молодежь уезжала учиться в города, и с годами население поселка уменьшилось", — говорит Болат Каденов.
Директор Караобинской основной школы Каденов Болат Гарифуллович. Фото: ©️ Анастасия Маркова
В 2018 году, когда количество учеников опустилось ниже 50, школу реорганизовали из средней в основную, и теперь обучение ведется только до девятого класса.
Награждение выпускников девятого класса. Фото: Алина Джаксыбаева
На 2024/2025 учебный год в школе числится 32 ученика, при этом четверо выпускников уже покинули учебное заведение. В первый класс планируется принять двоих детей, и в новом учебном году за парты сядут всего 30 учеников. Если добавить детей из предшкольной подготовки и мини-центра, общее число детей достигнет около сорока.
Индивидуальный подход в обучении
В 2024/2025 учебном году в школе был всего один первоклассник. Учитель начальных классов Салтанат Бешимова с более чем 20-летним стажем отмечает, что работать с одним учеником не легче, чем с классом из 15 детей.
"В большом классе есть разные уровни успеваемости, и слабые ученики могут подтягиваться за более сильными. Когда ученик один, результат зависит только от его мотивации", — объясняет она.
Первоклассник Агзам любит математику, но испытывает трудности с правописанием и чтением. Учительница вынуждена искать особые подходы, чтобы замотивировать его.
Агзам — единственный первоклассник в Караобинской основной школе в 2024/2025 учебном году. Фото: ©️ Анастасия Маркова
"Иногда он не хотел учить буквы, и я решила сделать обучение более увлекательным, используя игру. Мы прыгали на мяче, и я показывала буквы. Это помогло ему запомнить алфавит", — вспоминает педагог.
Агзам мечтает стать коневодом, и учительница использует его увлечение для обучения математике, создавая фигурки лошадей для запоминания чисел.
Фото: ©️ Анастасия Маркова
"Мы делаем всё возможное, чтобы он получил необходимые знания", — смеется Салтанат-апай.
Два класса — один урок
В школе обучение происходит в объединённых класс-комплектах, где один учитель ведет уроки сразу для двух классов.
"Учитывая, что у нас два языка обучения — казахский и русский, у нас больше класс-комплектов. В 2024/2025 году было меньше 10 класс-комплектов, и в каждом из них всего по три-четыре ученика", — говорит директор.
Объединенный класс-комплект: два ученика из второго класса и три ученика из третьего класса учатся вместе. Фото: Наталья Логинова
Из-за объединения классов учителю нужно успеть объяснить новую тему двум группам за 45 минут. При этом важно четко распланировать время, чтобы обе группы получили необходимую информацию.
"В малокомплектной школе подготовка к урокам занимает больше времени, так как нужно готовить материалы для двух классов одновременно", — поясняет учитель русского языка и литературы Наталья Логинова.
Учитель русского языка и литературы Логинова Наталья Сергеевна. Фото из личного архива
Учителя часто работают больше, чем указано в их нагрузке, так как ведут уроки для двух классов одновременно, но получают зарплату, как за 20 часов.
"Однако меньше домашних заданий — после одного урока проверяешь всего три тетради", — добавляет Наталья.
Преимущества и недостатки малокомплектных классов
Работа в малочисленных классах имеет свои плюсы и минусы.
"Мы постоянно обучаемся и стараемся внедрять новые методы, но многие задания требуют работы в группах, что сложно реализовать, когда всего один ученик", — говорит Наталья.
Среди плюсов — индивидуальный подход к каждому ученику, что делает репетиторов ненужными. Учителя хорошо знают своих учеников и их семьи.
Фото: Наталья Логинова
"Мы знаем характер каждого ученика и можем поддерживать близкие отношения. Однако не всем удается полюбить учебу, и успеваемость не всегда зависит от количества детей в классе", — отмечает педагог.
Активное участие в мероприятиях
Из-за небольшого количества учеников почти все дети принимают участие в межшкольных мероприятиях.
"У нас всего 16 учеников в среднем звене, и двое из них стали призёрами на областных олимпиадах", — говорит директор.
Полка с медалями и кубками, выигранными учениками школы. Фото: ©️ Анастасия Маркова
"На спортивные соревнования мы объединяем детей из разных классов, чтобы собрать команду", — добавляет он.
Для выступлений на концертах также приглашаются ученики из разных классов.
Фото: Наталья Логинова
Сложности обучения в малокомплектных классах
Когда в классе всего три-четыре человека, скрыться от внимания учителя невозможно.
"В малочисленных классах все ученики обязаны выполнять домашнее задание, потому что учитель успевает проверить каждого", — делится с нами ученица седьмого класса.
Дамир, единственный восьмиклассник, добавляет: "Списать не получится, потому что нет никого, с кем можно было бы это сделать".
Школьная библиотека. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Тем не менее, ученики отмечают, что внимание учителей помогает каждому развиваться.
"Не чувствуешь себя частью серой массы. Но иногда скучно, когда одни и те же лица", — признает Маргарита.
На переменах ученики общаются, играют и занимаются спортом, хотя полноценные команды собрать сложно.
Школьный спортзал. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Значение малокомплектных школ
Содержание школы требует значительных затрат на отопление, ремонт и коммунальные услуги. Однако, когда в обычной школе обучается множество детей, эти расходы распределяются на всех. В малокомплектных школах стоимость обучения одного ученика значительно выше, что может привести к их закрытию.
Чтобы сохранить статус основной школы, необходимо иметь более 41 ученика. В противном случае школа может быть реорганизована в начальную, чего боятся жители поселка.
Во время летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь. Фото: Рысалды Каденова
"Интересы детей должны быть на первом месте. Если школу закроют, детям придётся учиться в других населённых пунктах или интернатах", — подчеркивает Болат Каденов.
Кроме того, в Сарыкольском районе всего три школы с казахским языком обучения, и их закрытие негативно скажется на образовательной системе.
В школе создан музей, чтобы детям было интереснее изучать историю родного края. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Закрытие школы также приведет к оттоку населения и упадку поселка.
"Если останутся только начальные классы, то многие учителя потеряют работу и уедут, что приведет к опустошению поселка", — говорит директор.
Директор уверен, что у школы есть шансы на выживание благодаря удобному расположению и поддержке местных жителей, которые создали фонд для помощи семьям с детьми, готовыми переехать в поселок.
Фото: ©️ Анастасия Маркова
К 2028 году школе исполнится сто лет, и директор мечтает встретить эту дату с полными классами учеников.
Двухэтажное здание школы было построено в 1987 году. С 1928 по 1987 год школа находилась в другом здании.
Автор: Анастасия Маркова.