- сентябрь 03, 2025
Детский гештальт-психолог Лейла Мирас утверждает, что нежелание детей выполнять домашние задания часто связано с ожиданиями их родителей.
"Если бы родители открыто говорили: 'Мы беспокоимся о твоем будущем, поэтому считаем это важным', ребенку было бы легче понять ситуацию," — говорит психолог.
Она отмечает, что если у ребенка пропадает интерес и любопытство, любое задание становится рутинным и обременительным. В результате, домашние задания превращаются в источник стресса.
Психолог подчеркивает, что стабильность родителей играет ключевую роль. Если взрослые меняют свои требования в зависимости от настроения, дети начинают жить в постоянной тревоге, пытаясь предугадать реакцию родителей.
"Дети быстро учатся считывать наше состояние. Они живут в ожидании: 'Как бы не разозлить маму или папу', что ведет к хронической тревоге," — говорит Мирас.
Первый шаг к решению проблемы — это научиться принимать неопределенность. Родители должны понимать, что не могут контролировать все аспекты жизни ребенка.
"Когда вы чувствуете гнев, остановитесь и скажите: 'Я вижу, тебе тяжело. Чем я могу помочь?' Это создаст атмосферу поддержки," — советует психолог.
"Саботаж — это не всегда просто нежелание. Часто это страх: 'Я отстал, не смогу справиться'," — объясняет Мирас.
Взрослые должны валидировать чувства ребенка и предлагать ему пространство для выражения эмоций. Это поможет ребенку сосредоточиться на выполнении задания.
Психолог предупреждает: нельзя использовать негативные ярлыки и сравнения с другими детьми. Это может вызвать травмы и стыд.
Вместо этого важно хвалить за усилия и прогресс: "Ты усидчиво работал 20 минут" или "Ты вернулся к задаче после перерыва".
"Не нужно делать домашние задания за ребенка. К четвертому классу он должен уметь делать это самостоятельно," — говорит Мирас.
Важно позволить ребенку испытывать последствия своих действий, чтобы он научился принимать ответственность.
Психолог предлагает установить семейный распорядок, который включает время на отдых и выполнение домашних заданий. Это поможет ребенку легче справляться с рутиной.
"Создайте позитивные воспоминания — совместное времяпрепровождение укрепляет эмоциональную связь," — добавляет Мирас.
Дети учатся манипулировать, наблюдая за поведением взрослых. Вместо манипуляций лучше использовать договоренности.
"Если ребенок говорит 'не буду', признавайте его эмоции и предлагайте договориться," — советует психолог.
Ложь у детей часто является следствием страха наказания. Важно создать безопасную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал, что может говорить правду.
"Скажите: 'Я вижу, ты говоришь неправду. Давай поговорим о том, что на самом деле произошло,'" — рекомендует Мирас.
Чтобы ребенок воспринимал критику, важно использовать правило 5:1: пять положительных комментариев и одна просьба об улучшении.
Психолог считает, что важно выявлять и развивать сильные стороны ребенка, а не только обращать внимание на слабости.
"Важно понимать, что ошибки — это часть обучения. Если родители делятся своими провалами, дети учатся не бояться пробовать новое," — заключает Мирас.
Гиперактивные дети могут учиться через движение, а тревожным необходимо сначала успокоиться. Поддержка и предсказуемость — ключевые факторы.
Учитель Нурлан Адамов отмечает, что существует определенное время, необходимое для выполнения домашних заданий в зависимости от возраста:
"Если ребенок тратит больше времени, необходимо выяснить причины," — говорит Адамов.
С 7 класса дети должны выполнять домашние задания самостоятельно, а родители должны предоставлять им поддержку, а не контролировать процесс.
"Учебный уголок должен быть удобным, с хорошим освещением и без отвлекающих предметов," — подчеркивает Адамов.
Оптимальное время для отдыха после школы — 90 минут. Рекомендуется начинать с трудных заданий и заканчивать легкими.
"Необходимо выяснить, почему ребенок получает низкие оценки, а не обвинять его," — говорит Адамов.
Важно создать атмосферу поддержки и доверия, чтобы ребенок чувствовал, что может обратиться за помощью.
Психолог Лейла Мирас подчеркивает, что дети учатся у живых родителей, которые могут быть не идеальными. Устойчивость взрослых, право на эмоции и ошибки — это основа для гармоничного развития ребенка.
"Не пытайтесь прожить за него его школьные годы. Дайте ему опору — и право идти своими шагами," — заключает специалист.