Один в классе: как села решают школьные проблемы?
Образование в малых селах Казахстана: единственный ученик в классе
Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова, одна из старейших учебных заведений Костанайской области, в последнее время переживает значительные изменения. Когда-то здесь учились сотни детей, и школа функционировала в две смены. Теперь же количество учеников сократилось до 32, и все они могут свободно разместиться в одном классе.
Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Директор школы, Болат Каденов, отмечает, что сокращение числа учеников произошло не из-за массового оттока, а в основном из-за того, что молодёжь уезжает в город для получения образования и остаётся там. В 2018 году, когда число учеников упало ниже 50, школа была реорганизована из средней в основную, что означает, что теперь обучение ведётся только до девятого класса.
Индивидуальный подход к обучению
В учебном году 2024/2025 в школе учился всего один первоклассник, Агзам. Его учитель, Салтанат Бешимова, с более чем 20-летним стажем, говорит, что работать с одним учеником так же сложно, как и с классом из 15 детей. Она находит индивидуальные подходы к обучению, используя увлечения ученика.
Агзам — единственный первоклассник в Караобинской основной школе в 2024/2025 учебном году. Фото: ©️ Анастасия Маркова
Например, чтобы научить его алфавиту, учительница использовала игру: Агзам прыгал на мячике, а она показывала буквы, что помогло сделать процесс обучения более увлекательным.
Объединённые классы и особенности преподавания
В Караобинской школе уроки проводятся в объединённых классах, где один учитель одновременно обучает два класса. Это требует тщательной подготовки и умения эффективно распределять время на уроках.
Объединённый класс-комплект: два ученика из второго класса и три ученика из третьего класса учатся вместе. Фото: Наталья Логинова
Учителя отмечают, что в таких условиях они часто работают больше, чем указано в расписании, поскольку ведут уроки для двух классов одновременно. Однако это также означает, что им нужно проверять меньше домашних заданий.
Преимущества и недостатки малокомплектных школ
Работа в малокомплектных классах имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, каждый ученик получает индивидуальное внимание, а с другой — отсутствует возможность работы в группах, что затрудняет выполнение некоторых заданий.
Учитель русского языка и литературы Логинова Наталья Сергеевна. Фото из личного архива
Ученики активно участвуют в межшкольных мероприятиях, таких как спортивные соревнования и олимпиады. Директор школы подчеркивает, что это помогает детям развивать свои навыки и повышать уровень образования.
Сохранение малокомплектных школ
Сохранение малокомплектных школ становится всё более актуальной темой. В условиях, когда содержание школы обходится дороже на одного ученика, чем в обычной школе, существует риск закрытия таких учреждений.
Во время летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь. Фото: Рысалды Каденова
Директор Каденов подчеркивает, что интересы детей должны быть на первом месте. Закрытие школы приведет к необходимости отправки детей в другие населённые пункты, что нежелательно и небезопасно. Кроме того, это может вызвать отток населения из поселка.
В 2028 году школе исполнится 100 лет, и директор надеется, что к этому моменту классы будут полными, чтобы сохранить её богатую историю и традиции.