Один в классе: как села решают школьные проблемы?

Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова в Казахстане переживает трудные времена, с числом учеников, сократившимся до 32. Директор школы Болат Каденов отмечает: "Во-первых, интересы детей всегда должны быть на первом месте. Ребёнок должен жить и учиться рядом с родителями." Местные жители создают фонд для поддержки семей с детьми, желающими переехать в поселок, чтобы сохранить школу и предотвратить упадок деревни.


8 просмотры

Образование в малых селах Казахстана: единственный ученик в классе

Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова, одна из старейших учебных заведений Костанайской области, в последнее время переживает значительные изменения. Когда-то здесь учились сотни детей, и школа функционировала в две смены. Теперь же количество учеников сократилось до 32, и все они могут свободно разместиться в одном классе.

Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова. Фото: ©️ Анастасия Маркова

Директор школы, Болат Каденов, отмечает, что сокращение числа учеников произошло не из-за массового оттока, а в основном из-за того, что молодёжь уезжает в город для получения образования и остаётся там. В 2018 году, когда число учеников упало ниже 50, школа была реорганизована из средней в основную, что означает, что теперь обучение ведётся только до девятого класса.

Индивидуальный подход к обучению

В учебном году 2024/2025 в школе учился всего один первоклассник, Агзам. Его учитель, Салтанат Бешимова, с более чем 20-летним стажем, говорит, что работать с одним учеником так же сложно, как и с классом из 15 детей. Она находит индивидуальные подходы к обучению, используя увлечения ученика.

Агзам — единственный первоклассник в Караобинской основной школе в 2024/2025 учебном году. Фото: ©️ Анастасия Маркова

Например, чтобы научить его алфавиту, учительница использовала игру: Агзам прыгал на мячике, а она показывала буквы, что помогло сделать процесс обучения более увлекательным.

Объединённые классы и особенности преподавания

В Караобинской школе уроки проводятся в объединённых классах, где один учитель одновременно обучает два класса. Это требует тщательной подготовки и умения эффективно распределять время на уроках.

Объединённый класс-комплект: два ученика из второго класса и три ученика из третьего класса учатся вместе. Фото: Наталья Логинова

Учителя отмечают, что в таких условиях они часто работают больше, чем указано в расписании, поскольку ведут уроки для двух классов одновременно. Однако это также означает, что им нужно проверять меньше домашних заданий.

Преимущества и недостатки малокомплектных школ

Работа в малокомплектных классах имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, каждый ученик получает индивидуальное внимание, а с другой — отсутствует возможность работы в группах, что затрудняет выполнение некоторых заданий.

Учитель русского языка и литературы Логинова Наталья Сергеевна. Фото из личного архива

Ученики активно участвуют в межшкольных мероприятиях, таких как спортивные соревнования и олимпиады. Директор школы подчеркивает, что это помогает детям развивать свои навыки и повышать уровень образования.

Сохранение малокомплектных школ

Сохранение малокомплектных школ становится всё более актуальной темой. В условиях, когда содержание школы обходится дороже на одного ученика, чем в обычной школе, существует риск закрытия таких учреждений.

Во время летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь. Фото: Рысалды Каденова

Директор Каденов подчеркивает, что интересы детей должны быть на первом месте. Закрытие школы приведет к необходимости отправки детей в другие населённые пункты, что нежелательно и небезопасно. Кроме того, это может вызвать отток населения из поселка.

В 2028 году школе исполнится 100 лет, и директор надеется, что к этому моменту классы будут полными, чтобы сохранить её богатую историю и традиции.

Похожее