- август 30, 2025

Корреспондент провела исследование, чтобы выяснить, почему казахстанцы работают не по специальности, и как это связано с проблемами на рынке труда. Оказалось, что многие выпускники находят себя в совершенно других сферах, зачастую из-за финансовых и психологических факторов, а также из-за несовершенства системы образования.
Расул, электромонтажник из Тараза, никогда не работал по своей специальности — учителя ИЗО. После окончания университета он столкнулся с низкими зарплатами для молодых специалистов и вынужден был искать более стабильный доход, что и привело его к новой профессии. Он отметил, что в 2000-х учителям платили настолько мало, что его диплом не мог обеспечить семью.
Асель, которая выбрала филологию под давлением родителей, также не нашла себя в преподавании. Она поняла, что её настоящая страсть — дизайн, когда впервые познакомилась с графическими программами на занятиях по информатике в университете. Диплом стал лишь формальностью, необходимой для удовлетворения ожиданий родителей.
Психолог Юлия Белянина отмечает, что в возрасте 16–17 лет подростки часто выбирают профессию неосознанно, что может привести к дальнейшим разочарованиям. Родительские ожидания порой оказывают сильное влияние на выбор, и многие молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления, а не по зову сердца.
Система ЕНТ также влияет на выбор профессии. Евгения не смогла поступить на специальность дизайнера из-за недостаточного количества баллов и была вынуждена выбрать другую, менее интересную для неё профессию. В результате, несмотря на интерес к дизайну, она оказалась в роли торгового дистрибьютора.
Лана, окончившая факультет информационных технологий, столкнулась с реальностью, которая не соответствовала её ожиданиям о работе в IT. Понимание того, что программирование не для неё, подтолкнуло девушку к смене профессии на маркетинг, где её университетские знания всё же пригодились.
Анель, бывший дизайнер, изменила карьеру на воспитателя в детском саду. После пережитого выгорания, она нашла счастье в работе с детьми, что также подтверждает мнение психолога о том, что выгорание может заставить людей искать новые пути в карьере.
Согласно данным вице-министра труда и социальной защиты населения Казахстана Аскара Биахметова, более 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности. Этот факт свидетельствует о системном сбое в подготовке кадров и потребностях рынка труда.
На рынке труда наблюдается парадокс: много вакансий и много людей, но совпадений между ними мало. Рената Нуреева, руководитель рекрутинговой компании, указала, что работодатели жалуются на нехватку специалистов в новых профессиях, таких как продакт-менеджеры и специалисты по искусственному интеллекту, тогда как вузы не успевают адаптироваться к этим изменениям.
| Профессия | Количество вакансий |
|---|---|
| Учителя средней школы по общественным наукам | 29 500 |
| Средний медицинский персонал по уходу | 23 300 |
| Воспитатели в дошкольном образовании | 22 000 |
| Работники по уходу за больными | 19 200 |
| Учителя начальной школы | 17 000 |
| Няни (в детском саду) | 15 800 |
| Охранники | 15 200 |
| Учителя средней школы по естественным наукам | 15 100 |
| Водители легковых автомобилей | 14 300 |
| Учителя средней школы по математическим наукам | 13 100 |
Для решения проблемы необходимо повысить качество образования и обновить учебные программы под потребности рынка. Вице-министр труда отметил, что запланировано принятие 100 новых профессиональных стандартов по рабочим профессиям.
Важно правильно выстраивать профориентацию ещё в школе, чтобы выпускники имели ясное представление о своих карьерных возможностях.
Смена профессии не всегда является проблемой. Это может быть признаком того, что люди взрослеют и начинают выбирать то, что действительно соответствует их интересам и способностям.
Таким образом, работа не по специальности — это не всегда ошибка работника, а скорее симптом того, что рынок труда меняется быстрее, чем система образования успевает за ним адаптироваться.
Фото: ©Турар Казангапов
Фото: ©Турар Казангапов
Фото: ©Турар Казангапов
Фото: ©Турар Казангапов