- август 30, 2025
В Казахстане обсуждается инициатива о введении единого минимального проходного балла по всем предметам для абитуриентов, желающих поступить на педагогические специальности по гранту. Депутат Мажилиса Ирина Смирнова обосновала это предложение необходимостью привлечь наиболее мотивированных и квалифицированных кандидатов в сферу образования.
По данным, опубликованным в связи с поступлением на образовательные гранты на 2024/2025 учебный год, минимальный балл по специальности "педагогика и психология" составил 81 балл, а по направлению "дошкольное обучение и воспитание" - всего 75 баллов. Для сравнения, в 2023/2024 учебном году минимальные баллы по этим же специальностям составляли 89 и 75 баллов соответственно. Это свидетельствует о снижении требований к будущим педагогам, что вызывает серьезные опасения у специалистов.
Смирнова привела примеры из других стран, подчеркивая важность строгого отбора кандидатов. В Финляндии только 10% лучших выпускников школ могут стать абитуриентами педагогических вузов, где их оценивают не только по академическим достижениям, но и по личным качествам, таким как эмпатия и стрессоустойчивость. В Японии будущие педагоги проходят длительные стажировки под руководством опытных наставников, что позволяет им лучше адаптироваться к реальным условиям работы.
В связи с вышеизложенным, депутат предложила установить единый минимальный проходной балл по всем предметам для поступающих на педагогические специальности по гранту. Это, по её мнению, поможет привлечь действительно сильных и мотивированных кандидатов. Кроме того, для повышения мотивации Смирнова предложила ввести механизм распределения лучших выпускников, позволяющий тем, кто окончил обучение на отлично, выбирать место работы.
Напомним, что основной этап Единого национального тестирования (ЕНТ) в Казахстане начался 16 мая и продлится до 7 июля 2024 года. В преддверии ЕНТ для выпускников 2025 года эксперты рекомендуют подготовиться как психологически, так и организационно.
Таким образом, инициатива о повышении проходного балла и изменении подходов к отбору будущих педагогов может стать важным шагом к улучшению качества образования в Казахстане.