- сентябрь 28, 2025

В то время как в Казахстане обсуждаются ограничения на использование социальных сетей и смартфонов для школьников, государственные учреждения и университеты активно закупают технологии, которые ранее рассматривались как развлекательные. В числе таких закупок — видеоигры, симуляторы виртуальной реальности и даже роботы-женщины. Госорганы, включая Министерство науки и силовые структуры, начинают экспериментировать с инновационными технологиями, несмотря на существующие проблемы с процедурами госзакупок и неясной эффективностью вложенных бюджетных средств.
Одним из самых примечательных проектов стала видеоигра, разработанная Министерством науки и высшего образования для обучения казахскому языку. На её создание было выделено почти 240 миллионов тенге.
В начале марта 2023 года министерство объявило о закупке услуги по разработке компьютерной игры для детей, нацеленной на обучение государственному языку. Изначальная сумма тендера составила 241,8 миллиона тенге, но после подписания контракта она снизилась до 239,8 миллиона тенге.
Игра, представляющая собой образовательную RPG и пошаговую стратегию, предназначена для детей и молодежи в возрасте от шести до 25 лет. Она состоит из трех уровней, каждый из которых длится около четырех часов. Целью является обучение казахскому языку через интерактивные задания, квесты и тесты, связанные с историей и культурой Казахстана.
Сюжет игры включает подготовку скакуна к скачкам, где игрок должен ухаживать за лошадью, отвечая на вопросы на казахском языке. Правильные ответы улучшают характеристики лошади, в то время как ошибки снижают прогресс.
На данный момент министерство уже выплатила около 72 миллионов тенге за разработку, тогда как поставщик оценил выполненные работы в 161 миллион тенге. Игра должна быть полностью готова к 8 декабря 2023 года и размещена на популярных платформах. Презентация и рекламная кампания также входят в обязательства поставщика.
В декабре 2023 года министерство объявило о завершении разработки игры, названной Steppe Rider, которая была протестирована учащимися одной из школ в Астане. Однако дата её релиза указана как «4-й квартал 2025 года».
Агентство по финансовому мониторингу также провело интересный тендер на покупку 3D-симулятора следственных действий и допросов за 31 миллион тенге. Первоначально тендер не состоялся из-за отсутствия заявок, но в октябре был повторно объявлен, и на этот раз поступила одна заявка от AML ACADEMY — учебного заведения, которое готовит сотрудников для самого агентства.
Симулятор будет работать как на обычных компьютерах, так и в VR-очках Oculus. Игроки выступают в роли следователей, проходя цикл расследования: от изучения окружения до допроса подозреваемого, используя различные тактики взаимодействия. Система отслеживает уровень стресса оппонента и его реакцию, что влияет на результаты допроса.
Цель этого симулятора — улучшить навыки следствия у сотрудников и студентов профильных направлений. Симулятор должен быть поставлен в течение 20 дней после регистрации договора, и, возможно, следователи уже используют его в своей работе.
Изображение сгенерировано ИИ
Виртуальная реальность также активно внедряется в медицину. Медицинские университеты тратят значительные суммы на закупку симуляторов для обучения студентов. Например, Медицинский университет Астана объявил о покупке учебного кабинета за 34,8 миллиона тенге, который включает VR-комплекс с учебными симуляторами.
Ключевым элементом комплекса станет интерактивный сенсорный стол с 55-дюймовым экраном, на котором студенты смогут «лечить» виртуальных пациентов и изучать клинические случаи. В систему будут входить ноутбуки для индивидуальной работы с лицензиями на симуляторы.
Кроме того, университет закупил робота-симулятора пациента за 24,5 миллиона тенге, который будет использоваться для обучения студентов. Этот человекоподобный симулятор сможет воспроизводить различные состояния организма и реагировать на медицинские процедуры, что позволит будущим врачам отрабатывать навыки без риска для реальных пациентов.
Необычная закупка также была проведена Северо-Казахстанским университетом имени Козыбаева. Университет объявил тендер на 3D-тренажер для обслуживания и ремонта электромобилей с VR-очками за 46,3 миллиона тенге. Однако тендер был отменен из-за нарушений в документации и повторно объявлен с изменениями.
В новой версии тендера стоимость снизилась до 42,2 миллиона тенге, а название программы изменилось на ELECTRICVR. Несмотря на это, в документации снова были включены квалификационные требования, которые ранее стали причиной отмены тендера.
По сути, университет стремится закупить платформу для обучения ремонту электромобилей, позволяющую студентам взаимодействовать с виртуальной мастерской и отрабатывать навыки диагностики и ремонта.
Закупки VR-технологий и симуляторов показывают, что государственные структуры Казахстана активно внедряют современные технологии в образование и профессиональную деятельность. Однако, несмотря на этот прогресс, остаются проблемы с прозрачностью процедур госзакупок и эффективностью затрат. Без должного контроля и соблюдения законов, даже самые перспективные проекты могут оказаться неэффективными и непрозрачными.