- август 31, 2025
Исследователи из США провели эксперимент, чтобы выяснить, как использование искусственного интеллекта влияет на работу мозга. В исследовании, о котором сообщает Daily Mail, участвовали 54 студента в возрасте от 18 до 39 лет из Бостона.
Студентов разделили на три группы. Первая группа (LLM-группа) писала эссе для SAT с помощью ChatGPT, вторая использовала Google для поиска информации, а третья полагалась исключительно на свои знания. Участники носили устройства для электроэнцефалографии (ЭЭГ), которые фиксировали активность мозга в процессе написания эссе.
В ходе исследования проводилось три сессии, в которых сохранялась группа для каждого участника. На четвертой сессии участникам LLM-группы предложили писать без инструментов, а тем, кто использовал свои знания, разрешили воспользоваться нейросетью. Из 54 участников только 18 завершили четвертую сессию.
Результаты показали, что использование ИИ привело к "измеримому воздействию": у студентов из LLM-группы наблюдалось "вероятное снижение способностей к обучению". В то же время участники, использовавшие Google, продемонстрировали "среднее вовлечение", тогда как те, кто полагался на свои знания, проявили более высокую мозговую активность и представили более оригинальные идеи в своих эссе.
Интервью с участниками LLM-группы показали, что они испытывали низкий уровень ощущения авторства своих эссе. В группе, использовавшей поисковую систему, это ощущение было более выраженным, хотя и не достигало уровня тех, кто писал без помощников. Кроме того, участники LLM-группы показали худшие результаты в способности цитировать собственные тексты спустя всего несколько минут.
Исследование поднимает важный вопрос о том, может ли использование нейросетей негативно сказаться на обучении, особенно у молодежи. Однако стоит отметить, что статья с результатами еще не прошла экспертную оценку, и размер выборки остается относительно небольшим.
Таким образом, результаты исследования подчеркивают необходимость осторожного подхода к использованию искусственного интеллекта в образовательных процессах.
Фото: depositphotos.com